Палатки от черниговской фирмы «Сивертекс» оказались в центре скандала
«На фото — наши новые палатки после двух месяцев эксплуатации на полигоне. Получили их весной во время ротации из зоны АТО. Там были такие же палатки, только советских времен. Они сильно износились, поэтому их решили заменить отечественными — производства ООО «Сівертекс» (Чернигов). Мы очень радовались, а когда устанавливали, заметили, что ткань какая-то тонковатая, неоднородная, зато хорошо пропускает солнечный свет. Однако особого значения этому не придали и поставили ровными рядами эти творения отечественного палаткостроения. О нашем палаточном городке был сделан победный репортаж на полполосы известной военной газеты — мол, какие молодцы, палаточный городок построен по стандартам, близким к НАТОвским. На фото — сотни палаток ровными рядами, тротуары из дерева. Красота! Все было хорошо, пока вчера не пошел дождь. Нормальный такой. И палатки потекли. По всему городку. Потекли по швам и сверху. Вечером и ночью мы развлекались спасением одежды и спальников от потоков воды. Очень хочется поселить сюда руководство черниговской фирмы, которая поставляет нашей армии такие палатки по цене 38 тысяч 800 гривен за штуку.
Р.S. Палаток в нашей части городка около 500 штук. Учитывая стоимость одной, нормальная сумма выходит...» — такой пост несколько недель назад опубликовал на своей странице в «Фейсбук» военнослужащий Владимир Великожен который на то время был на Яворовском полигоне в Львовской области. А уже через несколько дней на «Сівертекс» один за другим начали стекаться представители разных украинских СМИ — каждый из них пытался разобраться. не кроется ли здесь какой-то «тендерный скандал». Как результат — уже через неделю от Владимира появилось такое приложение к предыдущей информации: «Благодаря непростой работе журналистов фирма-производитель все-таки признала палатки своими. Мало того, выяснилось, что виноват во всем российский брезент, который был некачественным. Я очень удивился бы, если бы производитель страны-агрессора поставлял для украинской армии что-то стоящее. К обороне нашего государства приобщилось «Тейковское текстильное предприятие» из РФ. Просто нет слов».
Не находят слов и сами работники «Сівертекса». Они убеждены: их продукция хорошая, отвечает всем стандартам, а вся эта «кампания» — черный пиар.
— Какими должны быть палатки для армейцев, я знаю не с чьих-то слов, — говорит коммерческий директор предприятия Андрей Бердник. — Сам из семьи военнослужащего, служил в армии два года, поэтому в палатках пожить пришлось. Причем в разное время года. Начать нужно с того, что, хотим мы этого или нет, палатка будет пропускать воду, ведь сделана из ткани. Отличие между разными моделями лишь одно — какую нагрузку она выдержит. Наши должны выдерживать 200 миллиметров водного столба (20 сантиметров воды. — Авт.). Если нагрузка больше — протекания не избежать. Соглашусь, что палатки советского образца лучше уде руки вали воду. Но за счет того, что были прорезиненными. Летом долго находиться в такой палатке нереально. Сейчас же во всем мире палатки изготавливают из синтетических тканей. Воду они удерживают хорошо, однако без кондиционера жить в них нельзя, а главное — при пожаре они воспламеняются в считанные секунды, выбежать оттуда целым и невредимым почти невозможно. Учитывая ситуацию в нашей стране, ни первый, ни второй вариант нашим военным не подходит. В договоре, который мы заключили с Министерством обороны в 2014 году, прописаны четкие характеристики палаток. И мы их придерживаемся! Что касается брезента... Да, он действительно российского производства. Мы готовы были бы заплатить больше, лишь бы только покупать брезент у украинского производителя, но ни одно наше предприятие его не производит. А страшнее всего — не только ни одно украинское, но и ни одно в мире. Вели переговоры и с Китаем, и с Беларусью, но они тратить лен на изготовление брезента не хотят. Поэтому и приходится покупать российский, хотя и берем его не непосредственно у производителя, а у украинских поставщиков. Да и недостаток российского брезента лишь в том, что он — российский. А вот его качество достаточно хорошее. Можем это сказать с уверенностью, ведь каждый рулон, который приходит к нам, тщательно проверяется в испытательной лаборатории.
Идем в лабораторию. На столах — огромные куски брезента, из которых вырезаны кружочки и прямоугольники.
— Вот это и есть образцы для проверки, — объясняет начальник испытательной лаборатории предприятия Мария Синенко. — После того как ткани выгрузили на склад, еще день-два ведутся испытания. Ткань мы проверяем на степень водонепроницаемости и на разрывные нагрузки. После этого лаборатория дает выводы, можно ли этот брезент использовать. Я работаю здесь уже год, и ни разу брезент, который не отвечает ГОСТу, не приходил. Раньше, лет 5-6 назад, было несколько случаев, когда его возвращали поставщику.
Прямо при нас Мария Александровна проводит проверку одного рулона.
— Это прибор для определения водонепроницаемости брезента, — показывает она спецаппарат.
— Действует он по принципу двух сообщающихся сосудов. Ткань натягивается, рядом на штативе находится емкость с водой, которая постоянно поднимается, по трубке поступает в резервуар и под давлением выталкивается сквозь ткань. По ГОСТу такая проверка продолжается до трех течей на одном образце, которые не сливаются. Мы проверяем только до первой. Протечь ткань должна под нагрузкой не менее 150 миллиметров водного столба. Это уже хорошая водонепроницаемость. Однако ткань, которая протекла под нагрузкой от 150 до 200 миллиметров, мы пускаем только на детали. На верхнюю часть и боковины идет тот брезент, который выдерживает более 200 миллиметров.
Первая течь в нашем образце появляется, когда вода в резервуаре достигает 210 миллиметров водного столба.
Потом переходим к разрывным нагрузкам.
— Вот наша разрывная машина, — Мария Александровна ведет нас в соседнюю комнату. — Для проверки прочности нитей основы и утка (поперечных нитей ткани. — Авт.) берем два куска ткани размером 250 на 50 миллиметров. По ГОСТу допустимые нагрузки на основу -120 килограммов на метр ткани, на уток - 90.
Первый образец трещит при 130, второй — при 148 кг/м.
— Лен — ткань неоднородная, часто в ней бывают всевозможные включения, поэтому при раскройке в цеху ее еще раз пересматривают, — объясняет Мария Синенко. — Еще она неэластична, поэтому на палатках мы стараемся закрепить швы, ведь на местах, где проходила игла, могут оставаться дыры. Постоянно пробуем разные проклеивающие вещества. Недавно испытывали немецкую термоусадочную ленту. Она реально помогает — в дождь палатки на швах не текут. Однако стоимость одной проклеенной такой лентой палатки увеличивается на три тысячи гривен. Мы предложили этот вариант военным, они приняли к сведению, однако такие палатки у нас не заказывали.
Перед выпуском все модели палаток, которые изготавливаются на «Сівертексі» (а их там немало!), проходят полевые испытания на полигонах.
— Бот, например, сейчас наши новые разработки испытывают военные Национальной гвардии в Киевской области, — говоритМария Александровна. — Мы принимаем к сведению все замечания и пожелания ребят и стараемся воплотить их в жизнь.
Кроме того, по одной палатке каждой модели стоит и во дворе «Овертекса». Есть тут и «палатка-брат» яворовских.
— Стоит она здесь почти год, — показывает палатку Андрей Бердник. — Тоже пережила все дожди. Говорить, что она совсем не намокает, мы не станем. В углах и у нас видны подтеки, однако крыша ни разу не протекла.
— А что же тогда случилось с яворовскими палатками?
— Скорее всего, солдаты просто нарушили технику эксплуатации. Есть правила, которые не менялись еще со времен СССР и которых необходимо обязательно придерживаться, чтобы палатки хранились долго и в нормальном состоянии. Во-первых, при установке палаток в летнюю пору подпольники нельзя засыпать землей. На снимке же видно, что они закопаны. Во-вторых, вокруг палатки должны быть рвы для воды. Их нет. В-третьих, в теплую пору палатки обязательно нужно снимать и просушивать, а в идеале еще и покрывать специальным водонепроницаемым раствором. Вряд ли это делалось, поскольку видно, что на ткани уже начался процесс гниения. На фото видны черные полосы под окнами и на крыше. В-четвертых, палатки нужно правильно натягивать, чтобы на крыше в дождь не застаивалась вода. Кроме того, строго запрещается делать на палатках надписи и вешать плакаты, ставить внутри предметы, которые будут касаться внутренней стороны палатки, во время дождя трогать палатку руками. А все это зафиксировано на фото. На свои палатки мы даем год гарантии. Если какой-то недостаток, в котором виноваты мы, случается в течение этого времени, мы палатку меняем. А тут...
Интересно, что в Интернете до сих пор продолжаются споры вокруг «недобросовестного завода», но на сам «Сівертекс» ни одной жалобы пока не пришло — ни от Министерства обороны, ни от военной части, ни от самих солдат. Андрей Бердник в том же «Фейсбуке» написал Владимиру Великожену сообщение, в котором оставил номер своего мобильного, однако главный жалобщик ему так и не позвонил.
— Если бы к нам официально обратились, мы бы поехали в Яворов, посмотрели бы на эти палатки, определили, наши ли это изделия (хоть по телевидению и сказали, что мы их признали своими, утверждать это, не видя их, мы не можем), и потом уже решали бы проблему, — говорит директор ООО «Сівертекс» Виктория Лазаренко. — Однако никто нам даже не звонил, не говоря уже об официальных письмах. Кому нужна такая «реклама» нашего предприятия, можно только догадываться.
Автор: Екатерина Дроздова, "ГАРТ" №26 (2778) от 23 июня 2016, gorod.cn.ua
знаем, мы их стандарты и все остальное..на образец Шьют Эталон, а дальше отмывание денег... Даже в Одесском округе, куда недавно доставлялись палатки этого производителя...говорят полное Г*вно!
Эту ж контору Лавренюк держит? Тогда нечему удивляться. Он военным еще и перчатки по космической цене не так давно втюхал! АТрошенко к себе на работу только таких берет, чтобы слушались, приврать могли, когда нужно, и врать на камеру умели отлично.
Работал на данном предприятии и знаю не понаслышке продукция некачественная. Руководство погрязло в коррупции
(Оновити зображення коду)